ЖЕРТВА





1

Эта история случилась давно. Я вовсе не преувеличиваю, говоря, что это было давно: как же иначе называть те времена, о которых я собираюсь поведать? Когда же ещё имела место эта история, кроме как не за несколько тысячелетий до современности?

История известная, вернее, может показаться таковой. Пусть не впадёт в заблуждение читатель после прочтения нескольких абзацев, посчитав, что историю эту он знает до мельчайших подробностей. Внешность и, как в нашем случае, начало могут быть обманчивы.

А история, собственно, вот какая. Жил да был на свете человек по имени Авраам. К сожалению, мне не известно ничего об этом персонаже одной из древних книг, что указало бы на его реальность или, наоборот, вымышленность; это, впрочем, для моего рассказа не имеет никакого значения. Согласно древней книге, о которой я упомянул, Авраам пережил много всяких приключений, с ним случилось много происшествий – на чей-то взгляд занимательных, а на чей-то, и не очень, - и долгие годы жил он в качестве странника. Напомню, что у Авраама была жена Сара, родившая ему в один прекрасный момент сына Исаака.

И вот, однажды Аврааму явился сам Господь. Об этом написано в той же древней книге, правда, в этом источнике ничего не говорится ни по поводу того, в каком образе предстал Господь перед Авраамом, ни по поводу того, как и где это было. Но на то человеку и дана фантазия, чтобы самому это домысливать, и потому я беру на себя смелость утверждать, что Авраам встретился с Господом во сне, потому как это самый простой способ для общения с разными потусторонними сущностями; думается, Господь бы не побрезговал воспользоваться этим способом. Об облике же Господнем позволю себе умолчать, ибо тема эта не для суетливых толков.

Итак, Господь явился Аврааму, чтобы искушать его – ведь именно для этого Ему понадобился Авраам.

«Авраам! – сказал Господь. – Слушай меня, что я тебе скажу! Возьми сына твоего – Исаака, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа. Там устрой жертвенник на одной из гор, о которой Я скажу тебе, и там же принеси сына твоего – Исаака, которого ты любишь во всесожжение!»

Выслушав Господа и не перебивая, чтобы Он не разгневался и не наказал за неучтивое отношение, Авраам ужаснулся. И как не ужаснуться? Как не ужаснуться, когда Всемогущий приказывает принести в жертву Ему единственного, горячо любимого сына, на которого возложена почётная обязанность мужчины продолжить род Авраамов?

Но делать нечего! Господь приказал – человек сделал! Господу виднее оттуда. Сверху, как правильнее и что важнее, и ослушаться Его голоса – тягчайший грех. Придётся Аврааму принести Исаака в жертву – ничего не поделаешь!

Впрочем, надо отдать должное Аврааму, сказав, что был он отнюдь не глуп. Да и разве нужны Господу в подчинении глупцы? Разве глупцам являлся Господь? И разве глупцы вели народ по Его повелению? Конечно, нет! И Авраам не был глуп, и он понял, что Господь искушает его. Авраам пообещал исполнить всё, но в душе где-то глубоко знал, что Исаак останется жив. Господь же, удовлетворённый таким послушным своим слугой на земле, стал подробнейшим образом объяснять тому, как добраться до горы, где стоит устроить костёр для всесожжения.



2

Авраам встал рано утром, разбудил Исаака, и они оба, оседлав своих ослов, двинулись в путь. Утро было прохладным, и двигаться совсем не трудно: прохлада воздуха даже вливала бодрость в путников, прогоняя остатки сна.

Мне незачем утомлять читателя долгими описаниями пути Авраама и Исаака к горе, указанной Господом, тем более, никто ведь точно не знает, сколько были мои герои в пути, приключилось ли с ними что или нет, о чём они беседовали и беседовали ли друг с другом… Читатель, думаю, домыслит всё сам. Кроме того, для моего рассказа будет же лучше, если он окажется, как можно короче. А потому я незамедлительно перехожу к главному.

Итак, герои мои прибыли на место, после чего, естественно, накололи дров и принялись устраивать жертвенник. Не буду утомлять читателя и деталями этих действий – поскольку, во-первых, я не имею никакого права писать о том, чего не знаю, а во-вторых, к сути моего рассказа это не относится.

И вот, пока жертвенник подготовлялся отцом и сыном. Последний задумался о том. Кого же, собственно, они собираются приносить в жертву? Уж не ослов ли? Сомнительно. Тогда – кого? Так или примерно так думал Исаака – и вполне справедливо задавал себе такие вопросы: где же то животное, что будет принесено в жертву?

«О отец мой!» - наконец не выдержал Исаак и решил напрямую спросить о том, что его мучило.

«Вот я!» - отвечал Авраам.

«О отец мой! Где же агнец для всесожжения? Я не вижу его».

На это Авраам ответил вот как:

«Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой!»

И это было замечено справедливо! Кому, если не Господу решать?!

Наконец приготовление жертвенника было завершено, и Исаак вдвойне возжелал видеть агнца для всесожжения…

Раз уж история, которую я позволил себе использовать, общеизвестна, то и происшедшее далее должно быть хорошо известно: Авраам связал своего сына и положил его на жертвенник на дрова. Ни мне, ни кому-либо ещё не известно(видимо, к счастью), как отреагировал на действия своего отца Исаак. Быть может, Исаак сопротивлялся, при этом. Возможно, проклиная Авраама и считая его сошедшим с ума. А может, Исаак подумал, что на всё воля Господня, и не противился Его указам и желаниям. Как бы там ни было, Исаак оказался на жертвеннике агнцем для всесожжения. Авраам достал нож, занёс над Исааком и…

Я уже говорил, что использованная мной история общеизвестна. Однако же я не собирался просто переписывать её, чтобы показать своё её видение. О нет! Общеизвестную историю я хочу использовать для того, чтобы поставить мысленный эксперимент. Ну а для этого потребуется внести кое-какие поправки, в соответствии с собственным замыслом…

Однако вернёмся к моим героям. Вот Авраам заносит нож, чтобы умертвить Исаака, но в то же время, будучи мудрым, думает примерно следующее: «Господь Бог видит, что я готов отдать Ему в жертву своего сына, и сейчас ангел небесный остановит меня, сказав, что не надо; что Бог убедился в моей преданности Ему». Но почему0то никакой ангел не явллялся.рааму. В чём же дело? Оказывается сподь тоже отнюдь не глуп, более того: коли уж Он – Всевышний, то Он умеет читать мысли людей и предугадывать их намерения. А ещё он знал всю Историю и знал, что должен остановит Авраама. Но всё не посылал своего ангела. Почему вдруг? А вот почему: Он захотел узнать, решится ли Авраам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умертвить сына своего Исаака во имя Господа.

Авраам же никак не мог отважиться вонзить нож в грудь сына, но вот он подумал: «Ага! Я всё понял!» Он без колебаний заколол Исаака, уверенный, что Господь затем воскресит того и всё будет хорошо. И вот, заколов Исаака, Авраам, наконец, принёс его во всесожжение.

…Ночью, когда Авраам уснул, во сне ему вновь явился Господь, который сказал следующее:

«Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».



3

Что же было дальше? Собственно, об этом можно бы и умолчать, но поскольку история моя относится к разряду альтернативных, то и концовка её должна быть не такой, как в оригинале.

А было вот что. Через неделю или чуть более Авраам, убедившись, что Исаак из мёртвых не воскреснет, пошёл и повесился на суку дерева.



сентябрь 2005



Михаил Соболь © 2005


Hosted by uCoz